Экспресс-аудит сайта
Каждый SEO-специалист имеет собственный чек лист – с опытом вырабатывается уникальный подход. Но все профессионалы сначала осваивают базовые, классические пункты проведения экспресс-аудита. Их полезно знать не только специалистам, но и владельцам сайтов, чтобы при необходимости провести анализ самостоятельно, не привлекая экспертов со стороны.
Оглавление:
- Как часто нужно проводить проверку сайта
- Какие задачи решает регулярная проверка сайта
- Какие параметры нужно анализировать
- Этап 1: технический анализ
- Этап 2: проверка ошибок
- Этап 3: Контент
- Этап 4: составление рекомендаций
- Полезные ссылки для самостоятельной проверки
Как часто нужно проводить проверку сайта
Аудит сайта позволяет определить, насколько он соответствует требования поисковых систем. Проводить анализ нужно регулярно, потому что сайт со временем неизбежно меняется – меняются и требования поисковых систем.
Больше всего в СЕО-аудитах нуждаются коммерческие ресурсы, например, интернет-магазины и прочие сервисы. От их положения в выдаче и конверсии напрямую зависит, какую прибыль они смогут принести владельцам. В среднем, проверять сайт по СЕО-показателям следует каждые три месяца. Однако многое зависит от специфики ресурса.
Какие задачи решает регулярная проверка сайта:
- Поиск точек роста и слабых сторон. На основе аудита можно составить или скорректировать стратегию, понять, что необходимо прорабатывать в первую очередь, чтобы получить больше трафика.
- Индексация сайта. Большинство сайтов сталкиваются с трудностями индексации. Например, нужные страницы не попадают в поле зрения поисковых систем, тогда как нежелательный контент индексируется очень хорошо. Так, в индекс могут попасть служебные страницы.
- Адаптация под актуальные алгоритмы поисковых систем. Google и Yandex время от времени меняют правила ранжирования, они совершенствуют механизмы анализа сайтов, стараются предложить пользователям наиболее релевантную информацию. Если своевременно не отреагировать на эти изменения, то может уменьшиться трафик и упасть позиции.
- Обнаружение и исправление ошибок на сайте. Ошибки есть на любом ресурсе – они неизбежно возникают при развитии площадки. Даже добавление простого плагина может привести к появлению технических ошибок. Поэтому важно своевременно находить и исправлять недочеты, которые могут повлиять на положение ресурса в выдаче.
Какие параметры нужно анализировать
Аудит охватывает 5 направлений: техническое состояние сайта, оптимизация, внешние факторы, контент и коммерческие факторы ранжирования. Давайте подробнее остановимся на каждом из этих аспектов:
- Технический анализ предполагает оценку всех технических параметров сайта, которые могут повлиять на его оценку поисковыми системами. Это и скорость загрузки, и наличие дублей страниц, и правильно сформированные мета-теги, и многое другое. Подробнее мы остановимся на этом вопросе ниже.
- Проверка оптимизации – необходимо определить насколько на сайте заполнены мета теги, учтены ли все слова из семантического ядра.
- Контент – основа поисковой оптимизации, поэтому он должен быть качественным: структурированным, правильно оформленным и оптимизированным. Важно убедиться, что существующий контент соответствует семантическому ядру сайта. Кроме того, изучение контента позволяет понять, стоит ли увеличивать объем или наоборот: лучше сократить тексты, повысив их качество.
- Пятое направление аудита – это коммерческие факторы ранжирования. Оно актуальное для интернет-магазинов и других ресурсов, которые занимаются продажей товаров или услуг онлайн. В данный анализ входят такие пункты, как оценка ассортимента, описание товаров, доставка и наличие консультации. На этом этапе обычно оценивают и качество заполнения контактных данных.
Каждое из направлений проверки имеет одинаково большое значение. Однако, в зависимости от специфики ресурса, одни пункты могут быть нужны чаще других. Также на объем работы влияет этап развития площадки.
Этап 1: Технический анализ
Анализ robots.txt
Необходимо проверить:
- открыт ли сайт для индексации;
- закрыты ли от поисковых системы страницы фильтров, сортировок, страницы поиска;
- указана ли директива Sitemap.
Для проверки какие страницы открыты или закрыты от индексации удобнее всего пользоваться сервисом в Яндекс.Вебмастере:
Проверка скорости загрузки сайта
Скорость загрузки можно проверить с помощью сервиса PageSpeed Insights, он сразу покажет скорость для мобильных и десктопных устройств, и выдаст рекомендации, которые необходимо выполнить, чтобы ускорить сайт:
Битые ссылки
Битые ссылки – это страницы, которые отдают код ответа 404, то есть это удаленные страницы. Но ссылки на удаленные страницы могут остаться в рамках сайта, поэтому необходимо их также удалять с сайта.
Чтобы их найти можно воспользоваться программой Screaming Frog SEO Spider Website Crawler.
Необходимо полностью спарсить сайт, и если на нем есть 404 страницы, то это отобразиться в соответствующем списке:
Чтобы найти на каких страницах расположены битые ссылки необходимо перейти во вкладку Inlinks:
Главное зеркало
Необходимо проверить корректность настройки главного зеркала сайта, то есть если у сайта главное зеркало https://site.ru, то с трех других зеркал должны быть настроены 301 редиректы на главное зеркало, а именно с:
https://www.site.ru
http://www.site.ru
http://site.ru
Также данные рекомендации относятся и ко всем внутренним страницам, пример: https://site.ru/catalog/.
Проверить код ответа можно с помощью сервиса: bertal.ru
Региональность
В Яндекс.Вебмастере необходимо задать регион сайту, по которому он продвигается и создать карточку организации в Яндекс.Бизнес:
Этап 2: Оптимизация
Необходимо проверить оптимизацию мета тегов на сайте:
- Все мета теги должны быть уникальными
- Если сайт коммерческий, то должны содержать коммерческие слова, например, купить, цена, доставка.
- Title не должен совпадать с h1 страницы
- На сайте не должно быть страниц с пустыми мета тегами.
Мета теги можно проверить с помощью парсинга сайта с помощью Screaming Frog SEO Spider Website Crawler, он сразу покажет дубли, пустые и слишком короткие мета теги:
Этап 3: Контент
Необходимо проанализировать тексты на сайте по следующим параметрам:
- Проверить уникальность
- Проверить необходимость наличия текстов на страницах (для интернет магазинов)
- Проверить текст на «адекватность», чтобы он был полезным для пользователей.
- Проверить количество вхождений
Этап 4: Коммерческие факторы
Страница контакты должна содержать следующую информацию:
- Адрес с указанием региона
- Телефон
- Почта
- Месседжеры
- Форма обратной связи
- Карта
На сайте должны быть следующие разделы:
- Доставка и оплата
- О компании
- Гарантии
- Вопрос-ответ
- Блог
Инструменты для самостоятельной проверки
Для аудиторской проверки онлайн-площадки разработали десятки инструментов. Одними из них можно пользоваться свободно, другие требуют оплаты. Напоследок мы поделимся несколькими полезными инструментами для СЕО-аналитики:
- Istio. Этот бесплатный ресурс позволяет исследовать основные параметры, влияющие на положение в поисковой выдаче. Например, с его помощью вы можете проанализировать контент на плотность вхождения ключевых слов, тошноту и другие критерии.
- Screaming Frog SEO Spider. Это одна из лучших программ для проверки технических параметров. В числе прочего она позволяет проанализировать не только собственный ресурс, но и конкурентов. К тому же у нее удобный, интуитивно понятный пользователям интерфейс. Есть как бесплатная, так и платная версии.
- MegaIndex. Полезный инструмент, который включает в себе много полезных сервисов, например, поиск конкурентов, текстовый анализатор, анализ внешних ссылок.
- Keys.so. Сервис с помощью которого можно проанализировать видимость конкурентов и посмотреть ключевые запросы, по котором продвигается конкурент.