Время чтения 14 минут | прочитали: 1635

Релевантность — что это такое простыми словами

Релевантность (с англ. relevance, что означает «актуальность») – это степень соответствия найденной информации потребностям человека. Простыми словами – его удовлетворенность полученным ответом. Например, при вводе в строке поисковой системы запроса «как помыть кафель» релевантной считается выдача, содержащая тексты с пошаговой инструкцией, практические советы по очистке плитки. К нерелевантным относятся страницы, только включающие ключевое слово, но без фактических данных, либо представленная информация может оказаться уже неактуальной, поскольку указанные средства и методы давно не применяются.

Где используется термин «релевантность»

Понятие «релевантность» применяется в различных направлениях, причем иногда неправильно. Поэтому, чтобы разобраться со значением слова, необходимо подробнее рассмотреть каждый отдельный случай.

Релевантность в поисковой оптимизации

Релевантность чаще встречается в сфере поисковой оптимизации (SEO). Преимущественно применяется к информации, а также элементам с ее содержанием, т. е. ссылкам, текстам, страницам. Релевантность оказывает непосредственное влияние на успех продвижения любого проекта, поскольку отражает, насколько достоверный и развернутый ответ получит пользователь на интересующий вопрос. В результатах поиска наиболее релевантные страницы находятся вверху выдачи, т. е. чем лучше, по мнению ПС, сайт отвечает запросу, тем более высокие позиции занимает ресурс (и, наоборот).

Релевантная информация

Релевантной считается информация, соответствующая ожиданиям и целям аудитории. Например, пользователь решает приготовить торт «Французский королевский кремовый» и вводит соответствующий запрос «рецепт …». Однако на выбранной странице опубликована история, сведения об аналогах сладости. В результате информация на сайте оказывается нерелевантной.

Релевантность страницы

Обозначает практически то же самое, что и релевантность текста. Однако при оценке учитывается соответствие всей страницы ресурса введенному запросу, в т. ч. дизайна, видео, картинок и других элементов при их наличии.

Релевантный запрос

При разработке любого сайта важным считается правильное определение ключевых слов и фраз, по которым продвигается ресурс. Например, если проект посвящен выбору кредитных линий, релевантными станут такие запросы, как:

  • где взять кредит без поручителей и справок;
  • выгодный кредит для пенсионеров;
  • выдача кредитов через Интернет.

Такие фразы – наиболее релевантные запросы для проекта, поскольку не только повышают ранжирование, но и приводят на ресурс целевых пользователей. Сам сайт заработает на том, что сумел предложить аудитории подходящие продукты.

Также при сборе семантического ядра часто встречаются запросы:

  • что значит полная стоимость кредита;
  • как вернуть страховку при взятии кредита.

Подобные фразы обладают меньшей релевантностью для поставленных задач проекта, к тому же не могут способствовать привлечению клиентов, которым необходим кредит. Возможно, люди уже подписали договор, а впоследствии столкнулись с затруднениями. Например, просто не сразу поняли про страховку либо позже прочитали в документе формулировку о полной стоимости кредита.

Можно встретить и такие фразы, как «виды кредита скачать реферат». Несмотря на содержание ключевого слова, запрос считается вовсе не релевантным. Информация преимущественно необходима студентам для написания реферата, который необходимо сдать в учебную часть, т. е. цели проекта не будут выполнены.

Релевантная ссылка

Это URL, анкор которого должен соответствовать содержимому целевой страницы. Например, если при чтении текстового контента на сайте ссылка «купить планшеты Samsung» ведет на каталог интернет-магазина, она будет считаться релевантной. И, наоборот, при открытии документа с информацией о компании – нет. К релевантным относятся и безанкорные URL, когда по ним переходят на страницы с аналогичным по тематике контентом.

Размещение таких ссылок на сторонних ресурсах хорошо влияет на поисковое продвижение собственного сайта. Причем максимум эффекта могут дать URL, для которых характерны реальные переходы пользователей. Считается, что чем больше подобных ссылок, тем выше авторитетность проекта у ПС.

Релевантный заголовок

Это заголовок, соответствующий по смыслу подразделу текста либо странице на сайте, к которым относится. Например, если пользователь попадает на контент, озаглавленный «Удочки Шимано», а вместо продукции Shimano видит параллельно Salmo, Daiwa и другие бренды, к тому же с каталогом катушек и прочих комплектующих, заголовок не отвечает содержанию. И, наоборот, при наличии перечня удочек «Шимано» с указанием их стоимости, характеристик будет соответствовать ожиданиям аудитории и считаться релевантным.

Релевантность поиска

Это соответствие выдачи запросу, который ввел пользователь. Например, человек написал «как отремонтировать компьютер самостоятельно», а в результатах поиска найдены только коммерческие страницы, предлагающие выполнить работу на платной основе. Такая выдача считается нерелевантной, поскольку отсутствует нужная информация. Если показался список сайтов, описывающих ремонт своими руками, поиск можно считать релевантным запросу.

Как проверить релевантность страницы

Проверка релевантности страниц сайта осуществляется специальными сервисами, которые помогают определить соответствие информации конкретному запросу:

  • Majento. Анализ выполняется на основе готового списка конкурентов и ключевых слов в автоматическом режиме. Результат представлен в виде таблицы и включает отчеты по релевантности страницы, сниппета, дополнительно отображаются разбавленные вхождения, словоформы.
  • Megaindex. Позволяет проводить глубокий морфологический и технический анализ текста на сайте. Сервис показывает общую оценку релевантности страницы и возможные ошибки, параллельно давая подсказки по их исправлению.
  • PR-CY. Достаточно ввести нужный URL и ключевой запрос. Отчет предоставляется в виде таблицы, содержащей необходимые данные. Сервис позволяет проводить комплексный аудит любой страницы сайта.
  • Seolib. Пользователю предоставляется возможность проверить сайт на список ключевых слов, для чего необходимо загрузить в соответствующую форму заранее подготовленный файл. Отчеты представлены таблицами и отражают лучшие страницы сайтов конкурентов, плотность keywords, объемы статей, показывают расшифровку по сниппету и пр.

Почему встречается нерелевантный контент

В ПС релевантность контента, как и полностью сайтов оценивается специальными алгоритмами, которые анализируют страницы по различным параметрам и принимают решение, по каким конкретным запросам показывать контент в результатах выдачи. Несмотря на постоянное развитие поисковых инструментов, нерелевантная информация продолжает встречаться в Интернете по следующим причинам:

  • хитрости SEO-оптимизаторов (хотя обмануть поисковики стало труднее, некоторым недобросовестным специалистам такое удается);
  • незначительный процент данных по теме либо вся информация низкого качества, в результате чего ботам сложно отыскать релевантный контент и в выдачу попадают сайты, которые могут содержать тексты, отвечающие поисковым запросам, но не решающие задачу пользователя;
  • несовершенство алгоритмов (работу выполняют роботы, функционирующие по заданным параметрам, поэтому им свойственно иногда ошибаться).

Чтобы исключить нерелевантный контент, можно уточнять запросы посредством специальных операторов поиска. Их список: Google, Яндекс.

Как получить релевантный контент

Релевантный контент – это не только ключевые слова в текстах на сайте и мета-тегах. Информация должна соответствовать запросам аудитории и полностью решать поставленные задачи, предоставляя исчерпывающие данные. Чтобы добиться таких результатов, нужно придерживаться четкой инструкции:

  • Определить ЦА, что позволит публиковать контент, релевантный информационным потребностям каждого пользователя. Важно понимать, для кого конкретно пишутся тексты, какие интересы и намерения у посетителей, зачем они пришли на сайт.
  • Проанализировать ответы на вопросы предыдущего пункта и на их основе собрать перечень ключевых фраз, слов для оптимизации страницы.
  • Составить план текста с тщательно и логично проработанной структурой с учетом вопросов аудитории и ключей.
  • Написать текст, причем использовать собранные слова и фразы не только по абзацам, но и в заголовках, надписях к картинкам. Стоит избегать частого употребления ключей и уделять особое внимание читабельности, грамотности материала.
  • Оптимизировать мета-теги. Ключевые слова должны обязательно присутствовать в Title и Description.

Однако после публикации работать с релевантностью не завершают. Необходимо периодически обновлять контент сайта, уточнять актуальность данных и, при необходимости вносить в тексты достоверную информацию, упорядочивать другой контент. Иначе сведения перестанут быть релевантными.

Релевантность в других сферах

Понятие «релевантность» встречается как в SEO, так и других направлениях, включая статистику, маркетинг, HR. Чтобы разобраться в использовании термина в различных контекстах, необходимо иметь представление о них.

Маркетинговая релевантность

Релевантный маркетинг обязательно соответствует потребностям ЦА, коммуникационным каналам, этапу воронки продаж. Он должен решать задачи и цели бизнеса.

Значение «релевантность» характерно для следующих направлений:

  • Реклама. В качестве наглядного примера можно привести ситуацию, когда пользователь набирает в поиске запрос «купить инструменты для огорода» и ожидает увидеть соответствующую информацию, а не объявления о продаже минеральных удобрений.
  • Аудитория. Целевым потребителем должен быть интересен продукт либо рекламируемая услуга. Если владелец дорогого салона хочет привлечь потенциальных клиентов для покупки автомобилей, настраивать рекламу на подписчиков сообществ, где публикуются посты с предложениями приобрести подержанные автомобили либо запчасти для них бессмысленно, поскольку необходимо искать релевантную аудиторию, которой интересны премиальные авто.
  • Комментинг. Смысл заключается в оставлении комментариев на чужих страницах в инстаграме, вконтакте для привлечения внимания к собственной. Причем их тематика должна соответствовать. Например, если завести аккаунт копирайтера, комментировать посты в топовых блогах бессмысленно, поскольку пользователи не заинтересуются, а продемонстрировать себя в качестве эксперта не получится. Однако если обратить внимание на аккаунты таких же копирайтеров либо предпринимателей, маркетологов, можно найти ЦА, т. е. это – релевантный комментинг.
  • Хештеги. Значимыми считаются те, которые соответствуют тематике поста. Например, если последний о лазерной эпиляции, подойдут «#эпиляция #салонкрасоты #лазернаяэпиляция». Релевантные хештеги привлекают пользователей, которые вводили их в поиск Instagram.

Релевантность в аналитике и статистике

Релевантность считается важной для правильной статистики, позволяя корректно рассчитать результаты. В качестве примера можно рассмотреть:

  • Релевантные данные. Это информация, соответствующая задачам и целям исследования либо анализа, которая позволяет сделать верные выводы. Например, для понимания, насколько выгодно вкладывать средства в контекстную рекламу, релевантными данными будут считаться цена оплаченного заказа, коэффициент рентабельности инвестиций, доход от продаж. Если для вычисления и анализа ограничиться количеством переходов, показов и CTR, сведения – нерелевантные.
  • Релевантная выборка. Должна соответствовать задачам исследования. В статистике представляет собой часть совокупности элементов, применяемых для проведения анализа. Например, требуется сделать маркетинговое исследование для компании, выпускающей автомобили, которое заключается в опросе ЦА. Чтобы выборка была релевантной, узнавать информацию необходимо у людей, которые планируют приобрести машину. Для определения подходящих респондентов можно предложить людям заполнить анкету с вопросами о семейном положении, образовании, имуществе, доходе.

Релевантность в HR

В сфере подбора рабочего персонала понятие релевантности применяется для оценки, насколько претендент соответствует будущей профессии и должности.

Примеры использования термина:

  • релевантный опыт (позволяет понять, сможет кандидат выполнять свои обязанности или нет);
  • релевантное образование (должно соответствовать выбранной должности);
  • релевантные проекты (это прошлые работы, которые по задачам и сферам соответствуют предстоящим).

Понятие «релевантности» встречается в различных контекстах, причем, независимо от сферы деятельности, смысл сводится к соответствию одних объектов другим в определенных условиях. Термин успешно используется не только в сфере поисковой оптимизации, но и статистике, аналитике и пр.

← Перейти к списку статей

Смотрите также:

Категории:

Алгоритмы Аналитика Аудит сайта Бизнес Дизайн Инструменты Кейсы Коммерческие факторы Контент Маркетинг Мета-теги Методы продвижения Оптимизация сайта Перелинковка Поведенческие факторы Продвижение сайта Ранжирование сайта Региональность Семантическое ядро Специалисты Ссылки Стоимость раскрутки сайтов Технические факторы Типы сайтов Трафик Фильтры Юзабилити Яндекс сервисы