Чаще всего сайты оказываются под фильтрами из-за ошибок именно в текстовой составляющей. Поисковая система использует специальные алгоритмы для контроля качества контента:
- Переспам;
- Текстовый антиспам;
- Переоптимизация;
- Баден-Баден;
В этой категории каждый фильтр Яндекса можно отнести к одной из двух групп: связанный с запросами или хостом. Зависимые от запросов санкции не отображаются в «Вебмастере», что усложняет работу с ними. Однако о бане, сопряженном с хостом, специалист может своевременно узнать, поскольку его накладывают не на отдельные страницы, а на сайт полностью.
Хорошая новость в том, что достаточно следить за качеством контента, чтобы не оказаться под фильтрами. Тем не менее, давайте подробнее поговорим о каждом из алгоритмов, чтобы понять, какие требования к текстам выставляет Яндекс.
Поисковые системы стремятся сделать выдачу полезной для пользователей. Чтобы достичь этой цели, существуют разнообразные фильтры. Благодаря им сайты, нарушающие правила и предписания поисковиков, не могут занять высокие позиции в выдаче.
|
|
Понять, попал ли сайт под фильтр, не сложно. На это указывают следующие признаки:
- ресурс или его отдельные страницы исключены из выдачи и из индекса;
- сайт значительно потерял позиции;
- резко упала посещаемость ресурса;
- новые страницы перестали индексироваться.
Чтобы избежать проседания трафика и потери позиций, необходимо хорошо ориентироваться в критериях, предъявляемых поисковиками к качеству сайтов. Знание основных фильтров Яндекса поможет вашему сайту избежать многих ошибок и хорошо ранжироваться в этой поисковой системе.
Основные фильтры Яндекса
Переспам
Переспам относится к текстовым фильтрам и является документозависимым и запросозависимым. Действует с февраля 2010 г.
За что наказывают:
- некачественный контент;
- большое количество ключевых слов в тексте;
- ссылки, содержащие в чистом виде запрос, по которому продвигается документ.
Диагностика: обнаружить, получил ли сайт санкции за «Переспам» довольно просто. Находим страницу, которая просела в выдаче. Задаем модифицированный запрос и смотрим, изменились ли позиции.
Симптомы | Лечение |
|
|
Переоптимизация
Переоптимизация — еще один текстовый фильтр, анонсированный в сентябре 2011 г.
За что наказывают:
- некачественный контент;
- несоответствие документа ожиданиям пользователей;
- избыточные вхождения ключевых слов.
Диагностика: чтобы понять, наложил ли Яндекс санкции за переоптимизацию, задайте любой запрос, ведущий на документ. Сравните свой сайт с конкурентом, который находится выше на 3-5 позиций, при помощи механики: запрос (site:site1.ru | site:site2.ru). Если в общей выдаче ваш ресурс по продвигаемому запросу ниже, а в расширенном поиске вы обогнали конкурента, значит сайт попал под фильтр.
Симптомы | Лечение |
|
|
Ограничение в ранжировании (он же «Новый» фильтр, он же «Без названия»)
Ограничение в ранжировании — текстовый фильтр, чем-то похожий на «Переоптимизацию», но наказывает более жестко. Действует с 2014 г.
За что наказывают:
- некачественный контент;
- избыточные вхождения ключевых слов;
- злоупотребление тегами.
Диагностика: сравниваем свой сайт с конкурентом по тому же принципу, который описан в диагностике «Переоптимизации». Если ваши страницы в большинстве случаев выше, скорее всего, ресурс попал под «Ограничение в ранжировании».
Симптомы | Лечение |
|
|
Санкции Яндекса за ссылочную массу
Ссылочная составляющая тоже может стать причиной проблем. В прошлом СЕО-специалисты слишком злоупотребляли биржами и агрегаторами ссылок, наращивая за их счет ссылочную массу. Это вынудило «Яндекс» создать алгоритмы для борьбы с нечестным линкбилдингом.
Если описывать ситуацию кратко, за подозрительно быстрый темп наращивания ссылочной массы можно попасть под фильтр «Ссылочный взрыв», за использование бирж ссылок – под действие алгоритма «Непот». С большим количеством СЕО-ссылок на страницах борется фильтр «Минусинск».
Чтобы не оказаться под этими фильтрами, следует придерживаться простых правил:
- Не закупать сразу большое количество ссылок.
- Формировать анкоры так, чтобы они соответствовали страницам, на которые ведут.
- Выбирать доноров ссылок так, чтобы они соответствовали тематике сайта.
- Каждая покупная ссылка на сайт должна быть органичной.
Баден-Баден
Текстовый фильтр «Баден-Баден» был анонсирован в марте 2017 г. Под санкции могут попасть как отдельные страницы, так и сайт целиком.
За что наказывают:
- некачественный контент;
- тексты, лишенные смысла и пользы (например, использование слова «цена» без конкретных цифр);
- избыточное количество ключевых слов.
Диагностика: если наказан сайт целиком, в разделе «Безопасность и нарушения» в Яндекс.Вебмастере придет оповещение о переоптимизации. Если фильтр наложен на отдельные страницы, диагностика осуществляется по аналогии с другими текстовыми фильтрами.
Симптомы | Лечение |
|
|
Минусинск
Минусинск — фильтр, который относится к ссылочным. Появился в мае 2015 г.
За что наказывают:
- большое количество SEO-ссылок;
- большая доля SEO-ссылок в общей ссылочной массе сайта;
- много ключевых слов в анкорах.
Диагностика: узнать о том, что на сайт наложены санкции за использование SEO-ссылок, можно в Яндекс.Вебмастере в разделе «Безопасность и нарушения».
Симптомы | Лечение |
|
|
Ссылочный взрыв
Санкции за ссылочный взрыв сейчас применяются не часто, так как специалисты отказываются от методов «черного» SEO в пользу комплексного интернет-маркетинга.
За что наказывают:
- получение большого количества входящих ссылок за короткий промежуток времени.
Диагностика: в Яндекс.Вебмастере изучить число ссылающихся сайтов до и после апдейта. Если оно резко возросло, возможно, произошел ссылочный взрыв.
Симптомы | Лечение |
|
|
Фильтр за накрутку поведенческих факторов
Этот фильтр начал действовать в 2011 г., чтобы не допустить появления в выдаче сайтов, использующих имитацию действий пользователей.
За что наказывают:
- неестественные переходы по ключевым запросам из выдачи;
- клики по SEO-ссылкам внутри сайта;
- попытка улучшения поведенческих факторов внутри сайта.
Диагностика: обратиться в службу поддержки. Она даст однозначный ответ, был ли наложен этот фильтр.
Симптомы | Лечение |
|
|
АГС
АГС — фильтр, который призван исключить некачественные сайты из выдачи.
За что наказывают:
- проблемы с дизайном и юзабилити;
- низкая посещаемость;
- бесплатный движок и хостинг;
- низкое качество контента, ворованный контент;
- много дублей страниц;
- большое количество внешних и внутренних ссылок;
- агрессивная навязчивая реклама (попандеры, кликандеры и т.д.).
Диагностика: проверить количество проиндексированных страниц в Яндексе и сравнить с аналогичным показателем в Google. Обратить внимание на значение «Индекса цитирования» (ТИЦ). Если он «не определен», скорее всего сайт попал под АГС. Также для диагностики АГС можно воспользоваться специальными сервисами и плагинами.
Симптомы | Лечение |
|
|
Многие специалисты сходятся во мнении, что выход из-под АГС требует слишком много времени и сил. Проще перенести сайт на новый домен, радикально изменив структуру и контент.
Фильтр за агрессивную рекламу
Данный фильтр Яндекс применяет к сайтам, которые размещают на своих страницах назойливую рекламу.
За что наказывают:
- реклама (всплывающие окна, баннеры на весь экран, видеоролики со звуком, включающиеся без спроса и т.д.), мешающая потреблению контента;
- шок-контент.
Диагностика: проверить качество рекламы на сайте с помощью Яндекс.Вебмастера в разделе «Диагностика сайта». Если реклама распознается алгоритмами поисковика как нежелательная, появится оповещение.
Симптомы | Лечение |
|
|
Бывает, что навязчивой рекламы нет, но сайт все равно оказывается под фильтром. Вероятная причина проблемы – низкое качество контента, из-за чего алгоритмы воспринимают его как спам. Для устранения этой проблемы придется проверить все страницы с текстами, удалить дублирование, оптимизировать или полностью переписать существующий контент. Особое внимание следует уделить дубликатам и битым ссылкам.
Алгоритмы могут пометить спамом и партнерский контент. Публикация материалов партнеров – нормальная практика, но если у вас на площадке нет никакой другой информации, поисковик посчитает ресурс спамным, не несущим ценности для пользователей. Исправить положение можно только за счет оригинального полезного наполнения и развития функционала площадки.
Стоит избегать и навязчивых оповещений – против них работает новый алгоритм, который запустили в 2019 году. Пессимизацию можно получить из-за настойчивых требований подписаться на обновления, блокировки страницы без подписки или автоматического перенаправления на другие страницы. Решить проблему можно только одним путем: избавившись от пушей.
Фильтр за аффилированность
Фильтр за аффилированность накладывается на сайты с целью сделать выдачу максимально разнообразной. Санкции могут быть автоматическими и ручными.
За что наказывают:
- монополизация выдачи одной компанией, имеющей несколько сайтов.
Диагностика: если у вас два и более сайтов, для проверки аффилированности вбейте в поисковую строку запрос lang:ru ~~ domain:ua << (url:www.site1.ru | url:www.site2.ru). Если в выдаче показывается только один ресурс, значит сайты аффилированы. Также можно воспользоваться специальными инструментами, которые помогут выявить аффилиаты.
Симптомы | Лечение |
|
|
Если сайт по ошибке посчитали аффилиатом или санкции наложены вручную, необходимо написать в техподдержку Яндекса. Если вы сможете привести достаточно аргументов (предоставить копии свидетельств о регистрации, договоров аренды и другое), фильтр будет снят.
Фильтр за одинаковые сниппеты
Фильтр за одинаковые сниппеты не допускает попадания в ТОП страниц с одинаковым описанием.
За что наказывают:
- отсутствие уникальных сниппетов;
- одинаковый Title.
Диагностика: фильтр наложен, если сайт пропал из выдачи, но появляется на прежнем месте, если добавить в URL оператор &rd=0 или нажать внизу поиска ссылку «Показать все без исключения».
Симптомы | Лечение |
|
|
Adult-фильтр
Яндекс использует специальные алгоритмы, которые распознают контент «для взрослых» на сайте.
За что наказывают: материалы, реклама и ссылки, которые ведут на adult-ресурсы
Диагностика: если ресурс не показывается в семейном поиске, но появляется в выдаче с настройками «Без ограничений», сайт попал под adult-фильтр.
Симптомы | Лечение |
|
|
Пригодность для мобильных устройств
Поисковые системы учитывают при ранжировании в мобильном поиске, насколько удобно просматривать страницы сайта с маленьких экранов.
За что наказывают: мелкие буквы, которые неудобно читать со смартфона, картинки, вылезающие за пределы экрана.
Диагностика: проанализировать весь сайт на мобилопригодность можно с помощью инструмента «Диагностика сайта» в Яндекс.Вебмастере. Отдельные страницы ресурса поможет проверить инструмент «Проверка мобильных страниц».
Симптомы | Лечение |
|
|
Малополезный контент, спам, избыток рекламы
Фильтр, появившийся в 2017 г., затронул огромное количество ресурсов.
За что наказывают:
- неинтересный контент;
- информация на страницах сайта не оправдывает ожидания пользователей;
- изобилие рекламы;
- неуникальный контент;
- высокий показатель отказов;
- технические ошибки (дубли, редиректы и т.д.).
Диагностика: о наложении фильтра Яндекс уведомляет в панели Вебмастера.
Симптомы | Лечение |
|
|
Как вывести сайт из-под фильтра
Хотя поисковые системы используют множество фильтров и учитывают сотни факторов, рекомендации по выходу сводятся к нескольким пунктам.
1. Улучшайте технические составляющие сайта.
2. Используйте стратегию при получении внешних ссылок.
3. Пишите уникальные полезные тексты.
4. Внимательно относитесь к вхождению ключевых слов.
5. Работайте над поведенческими факторами, улучшая удобство пользования сайтом.
6. Используйте адаптивную верстку или мобильную версию сайта.
7. Исправьте ошибки и напишите в службу поддержки поисковика.
Если ваш сайт попал под фильтр Яндекса и вы не знаете, как справиться с этой проблемой, оставьте свои контакты и получите бесплатную консультацию.